Из многих стрессовых мест в городе, пораженном коронавирусом, лифты являются одними из самых опасных. Все, кроме самых причудливых, требуют прикосновения к возможно зараженным поверхностям, чтобы работать, и представляют риск того, что другие люди войдут в любое время. Даже пустые лифты могут содержать патогены Covid-19: недавняя модель гипотетической поездки на лифте показала, что вирусные капли могут задерживаться в воздухе после выхода зараженного человека.
Через несколько месяцев после пандемии коронавируса руководители зданий, специалисты в области здравоохранения и жители высотных домов составили новые коды этикета и гигиены лифтов; по мере того как офисные работники возвращаются к работе, планы по обеспечению безопасности людей поднимаются и опускаются. Тем не менее, повсеместное распространение и разнообразие вертикальных транспортных систем означает, что новые лифтовые нормы и продукты не могут быть приняты всеми. Изобретенные для удобства и совершенно приземленные всего несколько месяцев назад, лифты теперь выделяются в качестве мест для беспокойства, которые заключают в себе всевозможные социальные проблемы в городах. «Лифты - это эпицентр городской плотности», - сказал Андреас Бернард, профессор культурологии в университете Leuphana в Германии и автор книги «Лифт: культурная история лифтов». «Они всегда были местом, где анонимность и близость объединяются уникальным способом.»
Во-первых, история. Без лифтов не было бы высоких зданий. Стремительный рост небоскребов в Нью-Йорке последовал быстро после первой успешной поездки на пассажирском подъемнике на Манхэттене в 1857 году, и другие города мира возглавили его. Приблизительно 18 миллионов лифтов в настоящее время эксплуатируются (или останавливаются) в городах по всему миру, самым большим структурным ограничением высоты в современных зданиях является не вес стали, а вес кабелей лифтов, поэтому некоторые производители изучают горизонтальные лифты для устранения каната.
Будучи инициаторами современного урбанизма, лифты давно стали окном в социологии толпы. Бернард сказал, что вопросы, преследующие современных вертикальных путешественников о безопасном и правильном использовании, также были улажены в первые дни технологии. Газеты девятнадцатого века обсуждали сложный вопрос о том, как незнакомцы должны расположиться в такой близости, и рекомендовали пассажирам самим ставить организовывать расположение в соответствии с количеством людей в лифте. Кроме того, отсутствие ограничений по мощности означало, что лифты могли внезапно упасть, если в них находилось слишком много людей. «Почему не должно быть минимального количества, чтобы войти в лифт и не более?» гонщик из Нью-Йорка, напуганный таким опытом, написал в 1912 году. Он предложил, чтобы служащие лифта помогали регулировать переполнение салона, а также управлять лифтом; Через несколько лет первые стандартизированные ограничения по весу появились в США. Какое поведение люди должны демонстрировать и ожидать друг от друга в тесных рамках полуобщественного пространства?
Однако самой длинной из ранних дилемм лифта, похоже, было то, должен ли мужчина снимать шляпу, когда делит лифт с дамой. По этой теме New York Times регулярно публиковала мнения, статьи и сатирические рассказы с 1880-х до 1920-х годов. На карту была поставлена не только практичность снятия шляп в целом, но и своеобразное пространство самого лифта: было ли это больше похоже на зал ожидания или вагон метро? В конце концов, социальные арбитры решили, что лифт является средством передвижения, а это значит, что головы могут оставаться закрытыми. (Тем не менее, как однажды продемонстрировал Дон Дрейпер, этот вопрос, возможно, не был полностью решен к 1960-м годам.)
Тем не менее, эти дебаты указали на более широкий вопрос, актуальный сегодня, как тогда: в близких кварталах полупубличного пространства, какое поведение люди должны демонстрировать и ожидать друг от друга? К 1970-м годам городской социолог Эрвинг Гоффман обнаружил, что большинство пассажиров лифтов просто следуют молчаливому кодексу взаимной незаинтересованности, устойчивой форме «гражданского невнимания», чтобы использовать броский термин Гоффмана. Более поздние исследования позволили выяснить, где стоят люди и как офисные работники имеют тенденцию распределяться по полу и профессиональному стажу.
Теперь лифты снова являются участками усиленного социального контроля, как и многие другие пространства и процедуры, которые большинство из нас когда-то считали само собой разумеющимся. В то время как миллионы людей сталкиваются с риском для здоровья «подняться», высотные жители используют зубочистки, зажигалки и специально изготовленные ногти, чтобы избежать контакта с кнопками. В социальных сетях новые нормы и модели поведения документируются и обсуждаются. «Вы не можете различить социальную дистанцию в кубе», - пожаловался один из пользователей Twitter. В одном из недавних постов в Instagram рассказывается об уютном лифтовом интерьере с набором напольных наклеек, указывающих на то, что райдеры сталкиваются в четырех разных направлениях. «Если это будущее лифт-этикета, то, детка, я поднимусь по лестнице», - говорится в подписи.
Другие рассказывают о том, что другие не соблюдают социальную гигиену, и рассказывают истории, связанные с лифтом и коронавирусом, как, например, рассказ о женщине, обвиняемой в распылении перца в лифте, которая осмелилась войти в лифт в Walmart, или о том, что мужчина заметил плевки на кнопках.
Не удивительно, что первый фильм ужасов на тему коронавируса был снят в лифте. Но хотя лифты могут выглядеть как ловушки для болезней, эксперты считают, что шансы заболеть именно в кабине, вероятно, невелики. Ричард Корси, декан факультета инженерии и информатики в Портлендском государственном университете и специалист по воздуху в помещениях, который руководил вышеупомянутой моделью капель лифта, сказал, что эти скрытые частицы, вероятно, не будут содержать достаточно вируса, чтобы вызвать отвращение у второго пассажира. «Я думаю, что есть большие риски», сказал он, перечислив рабочие места, рестораны, системы общественного транспорта и другие места, где люди, как правило, проводят более длительные периоды времени и вдыхают больше потенциально зараженного воздуха, чем несколько минут, которые могут потребоваться, чтобы подняться и вниз между этажами. Неясно, сколько случаев Covid-19 было напрямую связано с поездками на лифтах, кроме одного в Южной Корее.
Тем не менее, долгая поездка на лифте с кем-то еще может представлять больший риск. Корси сказал, что даже если они не кашляют, этот человек может быть бессимптомным носителем и все равно может распространять вирусы, дыша или разговаривая. Следовательно, эксперты говорят, что при навигации в лифтах следует руководствоваться пандемическим здравым смыслом: не стесняйтесь использовать ткань или локоть для нажатия кнопок и других общих поверхностей. Не трогайте свое лицо после этого и мойте руки, как только вы достигнете своей цели. Более конкретный совет включает в себя избегать лифтов с другими людьми на борту и всегда носить маску внутри, как для личной защиты от любых свободно плавающих капель, так и для защиты следующего пассажира от ваших собственных микробов. «У зданий должна быть политика ношения масок и больших знаков, размещаемых на лифтах: носите маску», - сказал Корси. И, учитывая невидимые побочные продукты человеческих ртов, возможно, неофициальную норму неловкого молчания во время пути следует сделать формальной, как в некоторых зданиях в Корее.
Точно так же, если вы должны ездить с другими людьми, надевайте маски. Выйдите, если пассажиры без масок настаивают на посадке, или поддержите этого пользователя Твиттера в отмене давнего этикета лифта: «Большинство изменений Ларри Дэвида в этом новом нормальном Covid заключается в том, что теперь вполне приемлемо закрывать двери лифта перед лицами других людей. когда вы - единственный человек в лифте ». Производители лифтов тем временем стремятся продать управляющим недвижимостью множество новых обновлений и услуг, включая кнопки пуска, вентиляционные устройства, системы УФ-дезинфекции и множество бесконтактных технологий. «Новые« умные »системы лифтов могут помочь менеджерам пошагово использовать лифты, отслеживать трафик и чартерные экспресс-поездки на определенные этажи для сотрудников еще до того, как они войдут в банк», - сказал Джон Кларин, глава отдела цифровых услуг Thyssenkrupp Elevator. Некоторые из этих технологий уже используются: многие больницы используют дезинфицирующие средства ультрафиолетового излучения внутри своих лифтов, сказала Кларин, и лифты «пункта назначения» были характерной чертой последних высотных офисных и жилых башен, таких как Hudson Yards.
Такие цифровые обновления, скорее всего, станут более распространенными, так как лифты строятся и модернизируются с учетом социального дистанцирования, считает Карен Пенафиел, исполнительный директор National Elevator Industry, Inc., торговой группы. «Каким зданием будущего может быть пост-коронавирус, я не знаю», - сказала она. «Но я не думаю, что лифты станут намного больше, потому что они занимают такую ценную площадь».
Что касается того, замедлится или нет лифт в ближайшем будущем, будь то из-за экономических спадов, людей, работающих дома, или из-за боязни застройки городов, еще рано говорить о замедлении: ранее в этом месяце Barron сообщил, что, хотя спрос на новые коммерческие лифты может упасть, в некоторых частях мира снижение пропускной способности лифтов из-за социальной дистанции может означать увеличение числа поездок на лифтах в целом и, следовательно, увеличение продаж. Один из признаков того, что поездки на лифтах, остаются в силе: цены на акции Otis Worldwide, одного из крупнейших в мире производителей лифтов, выросли с тех пор, как в апреле компания дебютировала на фондовом рынке после того, как вышла из-под контроля со стороны своего материнского предприятия.
Но в то время как Уолл-стрит может делать ставку на первоклассные улучшения дизайна и услуг для ближайшего будущего отрасли, такие обновления не обязательно должны быть привязаны к каждому зданию. Во время пандемии сломанные лифты в некоторых зданиях вынуждали людей выходить на лестничные клетки или оставляли их в ловушке, а длительные перебои в работе делали социальное дистанцирование смешной фантазией. Когда работает только один лифт, уставшие жители неизбежно толпятся в лифте. В частности, у людей с ограниченными возможностями не может быть другого выбора.
«Все эти вопросы важны. Они были важны до того, как это началось, но теперь они гораздо важнее », - заявил The City в апреле адвокат группы арендаторов, подавший в суд на администрацию города Нью-Йорка.
В некоторых ранних сообщениях обвиняли быстрое распространение коронавируса в Нью-Йорке и других крупных городах из-за высокой плотности населения или большого числа людей на каждую квадратную милю - социальная структура, которая стала возможной благодаря лифтам. На первый взгляд, эти городские машины выглядят как легкая метафора для врожденного проклятия городской жизни. Но эта теория была неверной, как и аналогия. Эксперты теперь знают, что проблема городской гигиены - это не плотность, а скученность. Лифты - окно в разницу: представьте себе роскошный небоскреб, в котором проживают сотни жителей на небольшом количестве квадратных футов. Благодаря высокоскоростным бесконтактным лифтам многие из этих людей никогда не рискуют заразиться инфекцией; они могут подняться в свои облачные жилища, не вступая в контакт ни с кем. Это не так для многих жителей с низким доходом, которые, помимо работы со сломанными лифтами, могут также с большей вероятностью идти на работу, ездить на поездах и жить в плохо проветриваемых домах с другими людьми. «Это среда, на которую мы должны обратить внимание», - сказал Корси. Или, образно говоря, лифты, которые должны быть установлены в первую очередь.
Материалы были взяты с сайта Bloomberg.© 2020 Elevatoria